"Человек - это не остров" - такова была мораль фильма "Мой мальчик". Задумалась.
Может, это и был тот самый ключик? Тот самый ответ моим романтикам: Ивану Карамазову, Раскольникову, Базарову, Печорину? Помнится, никто из них хорошо не кончил - скрытое выражение авторской оценки. Меня терзал вопрос: почему? Возьмём того же Раскольникова. В чём он был не прав? Разве нет в жизни банально сильных и банально слабых людей (многие гордо делят ещё на серость или обывателей и необывателей соответственно)? Объективно - есть. Возникает другой вопрос - а кто берёт на себя ответственность разделять их? И по каким таким критериям? Ладно, это отдельная тема. Суть в том, что я совершенно согласна с Раскольниковым. Что власть нужно иметь смелость взять. Я не вижу ничего страшного в убийстве, если у тебя хватило духу его совершить и потом ещё нести ответственность за него. Пусть даже не перед судом, а перед самим собой. Тварь дрожащая или право имею? Конечно, философия человека, претендующего на место в рядах сильных. Да все мы не без Эго, дети индивидуализма. Но ведь считая так, мы добровольно загоняем себя в яму одиночества - в лучшем случае. В худшем - обрекаем на бездумное пустое существование и ничегонеделание. И тем более совсем неприятно, если кто-то с таким образом мышления пересекается с кем-то из твоих близких.
Человек - это не остров. В хорошем смысле. Это не значит, что ты должен сливаться с поверхностью моря, лишаясь собственного облика, очертаний и прочих атрибутов, заданных тебе природой. Не остров - потому что один в поле не воин. Потому что каким бы сильным ты ни был, один - это пафосно-героично и бесконечно глупо. Всегда нужен кто-то, кто смог бы прикрыть твою спину, подать руку или подсадить в нужный момент. Без такого человека сошёл с ума Иван Карамазов, умер Базаров, пропал Печорин. С таким человеком получил шанс на спасение Раскольников...
Неужели я это пишу? Неужели мой родной индивидуализм летит прахом? Честно, совершенно не хочется отпускать, но ощущать тупик не хочется ещё больше. Думать вредно, товарищи. Но ещё вреднее - не думать и стоять на месте.
Небезызвестный автор "Бойцовского клуба" Чак Паланик в своей книге "Колыбельная" очень чётко подметил, что лучший способ избежать жизни - созерцать. Ещё одна пощёчина моей гордости. И главное ведь - правльно, чертовски правильно.
А ещё жизнь такая штука, что День рождения одного человека совпадает с Днём смерти другого. Зачастую не такого уж далёкого тебе. 16-ого октября я отметила свой ДР, а 17-ого в шесть утра позвонили из больницы, сказав, что бабушки уже нет в живых. Друзья не могут приехать на празднества, потому что их близкие при смерти. Или хуже - ты гуляешь при живом мертвеце в доме. У моего друга парализована бабушка, и чтобы было слышно, если ей вдруг что-то будет нужно, в её комнату была открыта дверь. Это страшно. Старость вообще штука страшная. Мне будет всего 19 лет, а я не могу не думать о ней. Слишком у меня живое воображение. Больше всего боюсь быть никчёмной. Обузой. Атрибутом мебели. Друг (он медик, кстати, а у них хладнокровие на генном уровне заложено), совершенно без стеснений говорит, что единственный способ начать свободно жить, - бабушкина смерть. Правда. Но какая жестокая! На прошлом его Дне рождения она со слезами на глазах благодарила гостей за то, что мы собрались его поздравить, и бога, за то, что послал ей такого внука. Она. Теперь - камень на шее. Или тренерша рассказала случай. У её подруги сын наркоман. Всё ценное из квартиры вынес и продал. Пропадал неделями и месяцами. Извёл нервы матери до такой степени, что она соскребла серу со спичек, растворила её в воде и хотела дать ему выпить. Мать! Безусловно любящая. Как и все матери, никогда не подозревавшая, что всё произойдёт именно так. В конце-концов ей "повезло". Сын перелезал с балкона на балкон на восьмом этаже, сорвался и разбился.
И такие случаи далеко не единичные. Такая она - жизнь. Такое может произойти и с нами в любой момент. Никогда нельзя быть готовым. Но с этим можно справиться. Когда ты не остров. Нет. Ты - материк. Когда у тебя есть точка опоры, с помощью которой можно перервернуть Землю.